В минувшую среду, 28 октября, у подполковника, командира спецподразделения хабаровского отряда «Альфа» Владимира Григорьевича Колесникова был бы юбилей – 50 лет. Но «альфовец» Колесников погиб в 2005 году в Чечне. Когда его группа возвращалась с успешно выполненного задания, их вертолет был атакован боевиками. Уходя от обстрела, боевая машина неожиданно наткнулась на провода ЛЭП. Тогда погибли двенадцать сотрудников ФСБ, одним из них был Владимир.
Хабаровск – это восточный рубеж нашей страны. В случае возникновения сложных ситуаций, террористических угроз или другой беды, где требуется вмешательство спецназа, из Москвы отряд будет лететь часов десять. Потому ещё в 1984 году приказом Председателя КГБ № 0085 было принято решение о создании Хабаровского отделения группы «А» КГБ СССР. Мало ли! Вдруг «самураи перейдут границу у реки» или устроят провокацию, возьмут заложников или ещё что учудят. В общем, уже 36 лет «Альфа» есть и на востоке нашей необъятной Родины. Как и столичная группа «А», хабаровчане часто отправляются в командировки в «горячие точки». В том числе на Северный Кавказ.
Подполковник Владимир Колесников был незаурядным, творческим и думающим командиром. «Он был яркой личностью, всегда и во всем хотел быть первым, – вспоминают Колесникова его сослуживцы. – Как спецназовец был просто супер-человек».
Он родился 28 октября 1970 года в Хабаровске. В 1987 году поступил в высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР. С 1991 года по 1995 проходил службу в погранвойсках Закавказского и Дальневосточного ПО. В 1993 году принимал участие в боевых действиях в республике Таджикистан.
Краткая запись в послужном списке от 19 апреля 1993 года: «Полагать выполнявшим задачи в зоне чрезвычайного положения в республике Таджикистан». За этими строчками — сложнейшая ситуация на границе с Афганистаном.
В 1995 году сбылась мечта Владимира служить в «Альфе». При прохождении вступительных испытаний показал высокие результаты в физической, огневой, специальной подготовке, в военных дисциплинах. «Среди других претендентов был заметен активным общением со всеми, уверенностью в своих силах, способностью увлечь за собой и быть в центре внимания», — было указано в характеристике.
И начались боевые командировки на Северный Кавказ, в том чсиле в рамках контртеррористической операции в Чеченской Республике.
Его награды показывают, что «Альфа» действительно была его мечтой и… состоянием души.
Награжден медалью «За отличие в военной службе» 3 степени, медалью «За отвагу», а также медалями ордена первой и второй степени «За заслуги перед отечеством», за мужество и отвагу при исполнении военного и служебного долга в Северо-Кавказском регионе в условиях связанных с риском для жизни. 11 декабря 2002 года награжден медалью «За отличие в военной службе» второй степени по приказу ФСБ РФ.
393 дня Владимир Колесников провел в зоне контртеррористических действий на Северном Кавказе. Начал с начальника пограничной заставы, а закончил командиром отделения группы «Альфа» в звании подполковника.
Он не очень любил всякие прозвища. У него даже не было «официального» позывного. Офицеры между собой звали его «Колесо», он делал вид, что не знал об этом. В работе, конечно, были позывные – фамилии по радиосвязи называть не принято… «Амур» стал его последним позывным как старшего командированной группы.
Весна 2005 года. Чечня. Командировка хабаровских спецназовцев началась напряженно: едва успев приехать, как от руководства стали поступать задачи одна за другой. Оперативно-боевые мероприятия в населенных пунктах, спецоперации в горах, патрулирование района проведения спецопераций с воздуха, выявление и досмотр подозрительных лиц и транспорта. Ребята были хорошо подготовлены и им сопутствовала удача.
За пару дней до последнего задания они вместе с сотрудниками ЦСН ФСБ России и других подразделений ведомства участвовали в ликвидации знаменитого террориста Аслана Масхадова.
10 марта. Новая задача: доставить взятых в плен боевиков Масхадова в штаб и вернуться обратно той же вертушкой. Не самое страшное задание, бывало посложнее и поопаснее.
Задание было выполнено, и «восьмерка» с десантом на борту вылетела обратно в Ханкалу. Оставалось совсем немного. Вертолет летел над землей на «бреющем полете» и вдруг яркая вспышка и мощный удар почти слились во времени. Боевая машина падала почти вертикально. Сильный удар, треск ломающихся стоек шасси, скрежет сминающейся кабины, звон бьющегося стекла и грохот ломающихся лопастей. Одного из спецназовцев каким-то чудом выбросило за пределы радиуса вращающихся, словно гильотина, лопастей основного винта, других разметало по транспортно-десантному отсеку. Через долю секунды упавший вертолет охватило пламенем.
Расследование катастрофы показало: по вертолету велся огонь с земли, затем, уходя от огня, на высоте около 35 метров произошло столкновение вертолета с проводами линии электропередач на границе Урус-Мартановского и Заводского района Грозного. Все погибшие – не старше 35 лет.
Колесников со своей группой должны были вернуться из командировки через две недели…
Не вернулись. Владимир Георгиевич Колесников был награжден орденом Мужества (посмертно).