Люди А. Дёмин. Один на один с БТР

В группе «Альфа» Юрий Викторович Дёмин прослужил 18 лет. За эти годы было столько, что хватило бы не на одну книгу и на несколько жизней. Служба во внутренних войсках под Сыктывкаром, погони за преступниками по болотам, обеспечение безопасности на Олимпиаде-80, спецоперации в Афганистане и, позже, в горячих точках на территории России. Да и после службы Юрий Викторович продолжает быть решительным, активным и неравнодушным человеком.

Сегодня вспоминается эпизод, случившийся во время «штурма Белого дома» в октябре 1993 года. Тогда, благодаря «Альфе», удалось избежать гражданской войны. Отчасти благодаря личному мужеству и решительности Юрия Дёмина.
В октябре 1993 года Юрий Викторович, в составе группы «А», принимал активное участие в разрешении политического кризиса. Местом противостояния гражданских сил стало здание Верховного Совета (Белый дом), где находились вице-президент России, генерал-майор Александр Руцкой и представители оппозиционных партий и организаций, противостоявшие президенту России Борису Ельцину.
Дёмин вспоминает: «Наученные горьким опытом 1991 года, мы не хотели допустить того, чтобы политические разногласия закончились кровопролитием. Действовать пришлось в особых условиях…»
Когда «Альфа» прибыла на место, здание уже было окружено внутренними войсками, «афганцами» из организации Союза ветеранов Афганистана, которые пытались штурмовать Белый дом. Защитники Верховного Совета отстреливались, возникло вооруженное противостояние. Назревала гражданская война. Уже были жертвы, они находились по периметру стадиона рядом с метро «Красная Пресня».
Находившийся на футбольном поле БТР, выписывал восьмерку. По нему стреляли из гранатомета, и он чудом не сгорел. Его экипаж явно не понимал, что вокруг происходит: кто свой, кто чужой, кто по ним стреляет. Они стреляли по всем движущимся целям.
Вспоминает Юрий Викторович:
«Когда мы выдвинулись на рекогносцировку к Белому дому, то схожим образом вела себя вся техника. Перед нашими глазами открылась картина хаоса: перемещаются какие-то люди, по ним ведут огонь. Лежат раненые, убитые…
Мы доложили обстановку Геннадию Николаевичу Зайцеву. И когда перед моим отделением была поставлена задача – через этот стадион подойти к Белому дому, то нам предстояло как-то решить проблему с «бешеным» БТРом. Выйти всем подразделением? Значит тут же попасть под прицельный огонь крупнокалиберного пулемета. Поэтому, когда мы укрылись за одноэтажным деревянным зданием, я приказал бойцам оставаться на месте, а сам пошел вперед».
Отложив оружие, Юрий Дёмин снял с себя боеприпасы. На нём оставались каска, бронежилет и радиостанция. Спрогнозировать развитие ситуации было не возможно, но… «Я понимал: внутри БТРа сидят русские люди. Когда они увидят, что к ним идет военный с поднятыми руками и без оружия, то они не должны открыть огонь. Во всяком случае, надеялся на это.
Вышел на середину поля. Иду, машу над головой высоко поднятыми руками. БТР тут же развернулся в мою сторону. Любой выстрел по нему мог оказаться для меня роковым. Я шёл и считал шаги. Половину прошел – хорошо. Живой. Когда прошел две трети пути, то понял, что они в меня стрелять не будут.
Подошел, постучал по броне: «Ребята, стрельбу закончили, пушку – вниз! Для вас война закончилась». Открылся люк, в нем появился командир этого БТРа – прапорщик. Я представился. «Слава Богу, – выдохнул он. – Все, я стрельбу прекращаю». Вслед за ним из машины вылезло шесть чумазых солдат-первогодков. Все чёрные от пороховой гари. Они там от угара чуть дуба не дали.
«Ты представляешь, с кем мне приходится воевать», – сказал прапорщик, кивнув на своих подчиненных. Он мне показал на броне следы от выстрелов, которые прошли по касательной. Действительно, по ним стреляли. «Связи нет, кто лупит по нам? Чёрт его знает! Вот мы и вели огонь, чтоб уцелеть. Боялись, подожгут из гранатомета или забросают гранатами».
Бойцы вышли из машины, движок заглушили. После этого я по рации приказал своему отделу выдвигаться ко мне. И мы выдвинулись к Белому дому».
«Альфе» предстояло, не применяя силу по отношению к защитникам Белого дома, суметь развести враждующие стороны. «Альфа» сама понесла потерю – снайпером был смертельно ранен младший лейтенант Геннадий Сергеев.
Проводя переговоры с вице-президентом Александром Руцким и председателем Верховного Совета Русланом Хасбулатовым, сотрудники группы «А» вошли в Белый дом и, пройдя по этажам, убедили людей сдать оружие. Затем переговорили с офицерами подразделений внутренних войск, чтобы те отвели дула орудий, нацеленные на горящее здание парламента.
Окончив работу, «Альфа» через парадный выход на Москву-реку покинула здание Белого дома. Сотрудники «Вымпела» так же отбыли на место своей дислокации.
А ведь всё могло бы сложиться иначе – с большим количеством крови и жертв. Но Юрий Викторович Дёмин вышел один, без оружия и защиты навстречу с «взбесившимся» БТР, а «Альфа» сумела завершить конфликт без ненужных жертв в Белом доме.
Многое зависело и зависит от качеств конкретных людей. И хорошо, когда решения за такими, как полковник Юрий Викторович Дёмин – людьми «А».