Люди А. Михаил Марченко. Погиб, но не сдался

Сегодня Чечня — один из самых безопасных регионов нашей страны. Но совсем недавно банды террористов распространяли оттуда свою «заразу» на всю Россию. Международный терроризм, увы, и сегодня реальная угроза, а не страшилка из прошлого. Чтобы простые люди могли не думать об этом, воины антитеррора рискуют сегодня своими жизнями, как и 18 лет назад.

12 февраля 2002 года, в небольшом и тихом чеченском селении Новые Атаги, в ходе проведения спецоперации, погибли двое сотрудников ФСБ и два офицера группы «А». Одним из них был Михаил Петрович Марченко.
Биография героя кажется обыкновенной до совершенного им подвига. После, в ней обнаруживаются скрытые до того смыслы и знаки. Казалось бы, что особенного в биографии Михаила?
Родился в украинском селе Войтовцы Липовецкого района УССР. К семи годам Вера Ефимовна, его мама, переехала вместе с сыном в подмосковный посёлок Свердловский. Тут Миша и пошёл в школу.
С юности, как большинство «альфовцев», Михаил мечтал служить Родине и потому упорно занимался спортом. Вместо стандартной утренней зарядки, набивал рюкзак камнями и с этой тяжестью бегал по парку. В 1993 году, после службы в армии, окончил элитное Рязанское воздушно-десантное училище им. В. Ф. Маргелова. 300 человек в выпуске, но лишь трое, после долгих испытаний и отбора прошли в «Альфу». «Попасть в группу «А» было его мечтой с детства», — вспоминает мама Вера Ефимовна.
Следующие 9 лет жизни — «Альфа» и борьба с терроризмом. До самого последнего дня.
Мы с ним служили в одном отделе, были друзьями. Он тоже занимался беговыми лыжами, общий спортивный интерес нас сближал.
1995 год, Будённовск. За ту операцию Михаил был награждён медалью «За отвагу». Во время освобождения заложников майор Марченко, как и все находившиеся там сотрудники Группы «А», был на волоске от смерти. Во время штурма больницы, захваченной бандитами, Михаил прикрывал огнем товарищей. Он выдвинулся из укрытия и, присев на колено, отстрелял весь свой боезапас по огневым точкам террористов, получил ранение в ногу, был посечён осколками. На вопрос супруги Елены: «Откуда отметины на теле?», ответил: «За железный столб зацепился».
И вот очередная командировка в Чечню. 12 февраля 2002 года два офицера «Альфы» и два оперативника УФСБ по Красноярскому краю были отправлены на разведку в село Старые Атаги, где окопались ваххабиты. Село считалось спокойным, было известно тем, что в нем родились знаменитый советский артист Махмуд Эсамбаев и поэт Зелимхан Яндарбиев, ставший одним из лидеров боевиков.
Старые, и Новые Атаги в обе чеченские кампании не подвергались бомбежкам: жители демонстративно поддерживали нейтралитет. В оба села периодически заходили боевики — обогреться, подкормиться. В начале 2002г. в Старых Атагах дважды проводились проверки паспортного режима. В результате, были изъяты около 100 единиц огнестрельного оружия и личный архив Дудаева. Рекогносцировка и зачистка потребовалась в связи с тем, что накануне в селе обосновался отряд полевого командира Хизира Хачукаева. Через броды на реке Аргун бандиты перебрались из Старых в Новые Атаги.
Группа из четырех офицеров попала в засаду и была вынуждена принять бой.
Первым из машины выскочил Михаил и успел убить двух террористов. Легковую машину обстреляли и заблокировали с двух сторон. Оперативники УФСБ по Красноярскому краю — майор Александр Ступников и капитан Сергей Каргатов были ранены. Два офицера «Альфы» Михаил Марченко и Борис Курдибанский смогли вырваться из окружения.
Тяжелораненых Ступникова и Каргатова боевики захватили в плен. Пытали. Но террористы так и не поняли, что в их руки попали сотрудники ФСБ. Под утро истерзанных офицеров добили контрольными выстрелами в затылок, а тела, со связанными за спиной руками, подбросили к сожженным накануне «Жигулям».
 Двум «альфовцам» в ночном бою противостояли около 15 боевиков. Под натиском, отстреливаясь, они стали отходить к реке. Им предлагали сдаться, но они продолжали вести огонь до последнего. Их тела нашли лишь к исходу субботы, 16 февраля. Рядом с Михаилом Марченко лежали трупы двух боевиков, убитых им последней автоматной очередью. За свою последнюю операцию он был награждён посмертно орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Свердловской школе, которую закончил Михаил Петрович Марченко, в 2010 году присвоили его имя.
Память о нём жива спустя 18 лет. Он был добрым, отзывчивым, внимательным товарищем. Дружба с Мишей осталась со мной на всю жизнь. Уверен, настоящего героя, истинного человека «А» будут помнить долгие и долгие годы. Я помню…

Люди А. Михаил Марченко. Погиб, но не сдался: 1 комментарий

Обсуждение закрыто.